Автор: Артем Подсекаев | 2013-07-08 3203
От качества работы оборудования парусной яхты зависит успех путешествия, а, возможно, и жизни пассажиров. Такелаж должен работать безотказно в абсолютно любых условиях и обладать защитой от случайных механических воздействий.
Утка
Для хорошего крепления фалов и швартовов служит утка двурогая. Лучшие утки изготовлены из стойких к коррозии алюминиевых сплавов, или нержавеющей стали. Закрепить снасть на утке очень просто: обносим ее на пол оборота вокруг основания утки, затем через седло на рога утки накладываем полную восьмерку, или же несколько восьмерок, если трос скользкий. Во время выполнения заключающей восьмерки ходовой конец пропускаем под последней петлей, поворачивая ее на 180 градусов. Чтобы не произошло случайной отдачи снасти, ходовой конец обтягивается небольшим усилием. Утка также может быть однорогой. Ее основное преимущество – возможность быстро отдать такелаж при усилении ветра.
Стопор кулачковый
Справляется с задачами однорогой утки, но является более сложным и не таким надежным устройством. Его главное достоинство – очень быстро отдается и крепится шкот.
Эксцентриковые рычажные стопоры
Они применяются, в основном, на парусных судах с целью крепления жестких фалов из синтетического материала. Используются, обычно группой, для большей рациональности эксплуатации. Эксцентрик при помощи рычага поворачивается вокруг оси и прижимает к основанию конструкции фал. Для отдачи фала нужно всего лишь повернуть эксцентрик рычагом, при этом обтягивая ходовой конец снасти. Если рычаг прекратить держать – фал снова заклинит.
Кипа
Для изменения направления натяга снасти используется кипа – прочное и гладкое отверстие. Делаются из стали или другого материала, хорошо противостоящего трению. Обычно объединяются в одну конструкцию с множеством отверстий под названием «киповая планка». Клюз – название большой кипы для канатов или цепей. На яхтах чаще используются полуклюзы – неполное отверстие со свободным входом сверху, чтобы не продевать всю снасть.
Вертлюги и такелажная скоба
Для соединения шкотов и фалов с парусами, подвижного крепления блоков и скоб гиков, используется такелажная скоба. Она является соединением пальца и стальной скобы. Применяется на парусных яхтах, особенно во время шторма или сильного ветра.
Вертлюги используются в тех случаях, когда подвеска блока нужна с максимальной свободой вращения: одно кольцо детали вращается относительно второго. Если же блоку не нужна максимальная свобода вращения, используют такелажные скобы.
Рым
Рым – это металлическое кольцо, зачастую круглой формы. Бывает двух основных форм: рым-болт и рым-гайка. Рым болт изготавливается из литой стали и имеет резьбу для крепления с различными конструкциями. Те же цели может выполнить рым-гайка нержавеющая, схожая по конструкции с рым-болтом, но имеющая вместо цилиндра с резьбой – отверстие с резьбой, для навертывания на закладной болт.
От качества работы оборудования парусной яхты зависит успех путешествия, а, возможно, и жизни пассажиров. Такелаж должен работать безотказно в абсолютно любых условиях и обладать защитой от случайных механических воздействий.
Утка
Для хорошего крепления фалов и швартовов служит утка двурогая. Лучшие утки изготовлены из стойких к коррозии алюминиевых сплавов, или нержавеющей стали. Закрепить снасть на утке очень просто: обносим ее на пол оборота вокруг основания утки, затем через седло на рога утки накладываем полную восьмерку, или же несколько восьмерок, если трос скользкий. Во время выполнения заключающей восьмерки ходовой конец пропускаем под последней петлей, поворачивая ее на 180 градусов. Чтобы не произошло случайной отдачи снасти, ходовой конец обтягивается небольшим усилием. Утка также может быть однорогой. Ее основное преимущество – возможность быстро отдать такелаж при усилении ветра.
Стопор кулачковый
Справляется с задачами однорогой утки, но является более сложным и не таким надежным устройством. Его главное достоинство – очень быстро отдается и крепится шкот.
Эксцентриковые рычажные стопоры
Они применяются, в основном, на парусных судах с целью крепления жестких фалов из синтетического материала. Используются, обычно группой, для большей рациональности эксплуатации. Эксцентрик при помощи рычага поворачивается вокруг оси и прижимает к основанию конструкции фал. Для отдачи фала нужно всего лишь повернуть эксцентрик рычагом, при этом обтягивая ходовой конец снасти. Если рычаг прекратить держать – фал снова заклинит.
Кипа
Для изменения направления натяга снасти используется кипа – прочное и гладкое отверстие. Делаются из стали или другого материала, хорошо противостоящего трению. Обычно объединяются в одну конструкцию с множеством отверстий под названием «киповая планка». Клюз – название большой кипы для канатов или цепей. На яхтах чаще используются полуклюзы – неполное отверстие со свободным входом сверху, чтобы не продевать всю снасть.
Вертлюги и такелажная скоба
Для соединения шкотов и фалов с парусами, подвижного крепления блоков и скоб гиков, используется такелажная скоба. Она является соединением пальца и стальной скобы. Применяется на парусных яхтах, особенно во время шторма или сильного ветра.
Вертлюги используются в тех случаях, когда подвеска блока нужна с максимальной свободой вращения: одно кольцо детали вращается относительно второго. Если же блоку не нужна максимальная свобода вращения, используют такелажные скобы.
Рым
Рым – это металлическое кольцо, зачастую круглой формы. Бывает двух основных форм: рым-болт и рым-гайка. Рым болт изготавливается из литой стали и имеет резьбу для крепления с различными конструкциями. Те же цели может выполнить рым-гайка нержавеющая, схожая по конструкции с рым-болтом, но имеющая вместо цилиндра с резьбой – отверстие с резьбой, для навертывания на закладной болт.