Моторная лодка, катер или другое плавательное средство, оборудованное двигателем, так же как и сухопутный транспорт требуют использования аккумуляторной батареи. Такие источники питания применяются для обеспечения автономного питания электрических лодочных моторов, осветительных, навигационных приборов, запуска двигателей внутреннего сгорания.
Типы лодочных аккумуляторов по назначению
В зависимости от типа установленного на плавсредстве двигателя, используются различные виды АКБ.
- Стартерные. Используются для непродолжительной подачи электрического тока в момент запуска бензинового или дизельного лодочного мотора внутреннего сгорания. Не используются в режиме постоянной отдачи электрической энергии. При частых, продолжительных нагрузках быстро разряжаются и могут преждевременно выходить со строя.
- Тяговые. Используются для эксплуатации в режиме «заряд-разряд», способны длительное время отдавать накопленную электроэнергию, выдавая при этом стабильный ток. Имеют повышенную устойчивость к окислительным процессам. В зависимости от модели, батареи такого типа способны выдерживать до 1000 и более циклов заряда. Используются для питания лодочных электрических моторов.
- Универсальные. Источники питания, которые могут эксплуатироваться в обоих режимах. Они способны выдавать высокий пусковой ток, а также работать в качестве постоянного источника энергии.
Виды лодочных аккумуляторов по технологии изготовления
По химическому составу и способу производства АКБ для лодок делятся на несколько категорий.
- Свинцово-кислотные (WET). Обслуживаемые батареи, в которых свинцовые пластины находятся в жидком электролите. При соблюдении правил эксплуатации способны выдерживать до 1000 циклов. Транспортируются и используются только в вертикальном положении. Чаще всего устанавливаются в качестве стартерных батарей. Модели, которые используются в качестве тяговых источников питания, имеют утолщенные пластины и специальные присадки, добавляемые в электролит, которые уменьшают окислительные процессы.
- AGM. Технология производства таких батарей предполагает применение адсорбированного электролита, которым пропитываются специальные стекловолоконные пакеты, в которые помещаются свинцовые пластины. Имеют герметичный корпус и не нуждаются в обслуживании. Ресурс таких АКБ не более 400 рабочих циклов. Боятся глубоких разрядов, не рекомендуется использовать в циклических режимах.
- Гелевые (GEL). Необслуживаемые источники питания глубокого разряда. В таких батареях электролит имеет гелеобразную структуру. Чаще всего используются для обеспечения работы лодочных электромоторов. Способны выдерживать около 700 циклов. По эксплуатационным показателям превосходят AGM и WET батареи.
- Литий-ионные (LI-ion). Аккумуляторы с повышенной энергоемкостью, имеют небольшой вес и отличаются удобством при эксплуатации, надежностью и долговечностью. Рассчитаны на 1000 рабочих циклов, быстро заряжаются, не требуют обслуживания. Могут использоваться в качестве универсальных источников тока.
- Литий-железо-фосфатные (LiFePO4). Разновидность литий-ионных батарей. Считается наиболее правильным выбором для питания электрических лодочных моторов. Выдерживает до 2000 циклов, не требует обслуживания, отличается высоким уровнем безопасности.
Перед тем как купить АКД для лодки, необходимо учитывать мощность установленного мотора, его тип и потребляемую мощность всех установленных электроприборов. Правильный выбор батареи позволит безопасно и комфортно чувствовать себя на воде при любых обстоятельствах.