Главное меню

Ламинация – популярная технология послепечатной обработки полиграфии


Автор: Артем Подсекаев | 2024-10-18 163

Для получения качественной полиграфической продукции, придания ей дополнительной защиты, прочности, а также влаго- и жиростойкости, нередко прибегают к такому способу послепечатной обаботки, как ламинация. Ламинация – это покрытие отпечатанного бумажного и прочего материала специальной защитной полимерной пленкой.

Виды ламинации

По способу нанесения пленки выделяют горячую и холодную ламинацию.

  • Горячее ламинирование. Это наиболее распространенный вид, осуществляемый при изготовлении полиграфии. Процесс припрессовки пленки происходит под давлением под воздействием высокой температуры. Горячая ламинация обеспечивает высокую прочность и долговечность покрытия, а также сохраняет яркость цветов.
  • Холодное ламинирование. Используется реже, так как технически более сложная и дорогая. Пленка припрессовывается к материалу только под давлением, повышение температуры не требуется. Холодную ламинацию можно выполнять на термически неустойчивых материалах и красках, что является ее преимуществом перед горячей.

Виды ламинации по типу используемой пленки:

  • Глянцевая ламинация. Создает ровную, блестящую поверхность. Глянцевые пленки усиливают контрастность, а цвета выглядят более яркими и сочными. Недостаток – такая поверхность сильно бликует на свету, что подходит не для всех видом полиграфии.
  • Матовая ламинация. Создает матовую, небликующую на свету поверхность. Матовые пленки немного приглушают цвета, делают их более спокойными. Изделия выглядят элегантно и презентабельно, хотя так сильно уже не бросаются в глаза.
  • Текстурная ламинация. Создает поверхность, имитирующую различные текстуры: кожа, древесина, капли воды и др. Добавляет тактильные ощущения и рельефность.

Отдельно стоит сказать про Soft-Touch ламинацию – это «премиальный» вид матовой ламинации. Премиальный – потому что софт тач пленки стоят дороже обычных матовых, но обладают специальной тактильной поверхностью, прикосновение к которой напоминает прикосновение к тактильным дизайнерским бумагам.

глянцевая ламинация

Для ламинации могут применяться пленки с различным химическим составом:

  • Полипропилен. Обычно применяется для одностороннего ламинирования.
  • Полиэстер. Универсальна. Обладает меньшей гибкостью, но большей прозрачностью.
  • Поливинилхлорид (ПВХ). Эластична, хорошо поддается биговке (сложению), защищает от УФ-излучения. Дороже, чем два предыдущих вида. Обеспечивает хорошую прозрачность и гибкость.

Жесткость и толщина ламинации буду зависеть от толщины используемой пленки.

Наиболее часто в полиграфии используются тонкие пленки толщиной 25-43 мкм. Они могут быть не только глянцевыми и матовыми, но и текстурными. Толщины изделию практически не придают, но и обладают наименьшей защитой от механических повреждений, в основном от влаги и грязи.

Более толстые пленки 70-75 мкм добавят изделию большей защиты, а также плотности и жесткости. Ну и толстые пленки, например 250 мкм, сделают изделие очень износостойким, плотным, добавят ему ощутимой толщины. Такие пленки в основном используются для полиграфии, предполагающей многократное использование, в том числе на улице.

Применение ламинации в полиграфии

Ламинирование широко используется в полиграфии: при производстве упаковки и бумажных пакетов, различных POS-материалов и рекламе, при печати каталогов, журналов, брошюр, меню, книг, при изготовлении карманных и настенных календарей и многое другое. Она позволяет улучшить внешний вид и эксплуатационные характеристики изделий, а также защитить их от повреждений.

При изготовлении бумажных пакетов и упаковки ламинация используется не только для их защиты от повреждений и загрязнений, но и для увеличения износостойкости и грузоподъемности. Ламинированные изделия более устойчивы к разрывам, проколам и воздействию влаги. Это позволяет не только улучшить внешний вид, но продлить срок их службы.

матовая ламинация

У книжно-издательском деле ламинация позволяет получать яркие и зазывающие обложки для глянцевых журналов, или, наоборот, статусные и спокойные обложки для книг и альбомов, позволяя им долгое время сохранять свой первоначальный вид.

Ламинированные рекламные материалы более устойчивы к воздействию погодных факторов и механическим повреждениям.

Проверка качества ланиманации

Поверхность ламинированной продукции должна быть абсолютно ровной и гладкой (если, конечно, речь не идет о текстурированной пленке, имеющей определенный рельеф). Отсутствие так называемых пузырей и отслаивания пленки по краям – основные критерии качественной ламинации. Края изделия при этом не должны скручиваться. Пленка прилегает к поверхности «намертво» и оторвать ее без повреждения и расслаивания бумаги невозможно.

ламинирование